2.15.3. Вязкость моторного масла
Вязкостью называют вязкотекучесть масла. В зависимости от температуры, любое
масло изменяет свою вязкотекучесть. С увеличением температуры оно становится
более текучим. При этом ухудшается его адгезия к металлу и способность образования
при давлении масляной пленки. На холоде оно становится плотным и вязким, плохотекучим,
внутреннее сопротивление трению увеличивается. Это свойство требует применения
масла с такой вязкотекучестью, которое бы с изменением температуры, по возможности,
меньше меняло свои свойства.
При холодном двигателе оно должно быть достаточно текучим, чтобы слишком не
нагружать работу стартера и чтобы после запуска как можно быстрее поступало
к трущимся деталям.
Вязкость или вязкотекучесть это то же, что и внутреннее трение масла и обозначается
по системе SAE (Society of Automobile Engineers), например SAE30, SAE10 и т.д.
Высокие числа SAE указывают на густые, низкие – на жидкие масла. В то же время,
вязкость сама по себе не дает заключения о смазочных свойствах масла.