2.1.13. Снятие, проверка состояния и установка масляного насоса
Снятие
Снимите поддон картера (см. Раздел Снятие и установка поддона картера).
Двигатели М10, М20 и М30
|
|
- На двигателях М10 и М30 отдайте три болта крепления механизма насоса к передней части насоса.
|
|
Некоторые модели имеют только одну центральную гайку крепления механизма к масляному насосу. |
|
- Отболтите масляный насос от блока цилиндров и снимите его. На двигателях М20 масляный насос крепится болтами поперек блока цилиндров к обеим его сторонам по направлению к передней части двигателя
|
|
- На двигателях М10 и М30 масляный насос крепится болтами к передней и центральной части блока цилиндров
|
|
- На двигателях М20 промежуточный вал приводит в движение приводной вал масляного насоса, который, в свою очередь приводит в действие насос. Чтобы снять приводной вал, снимите с блока удерживающую пластину и извлеките заглушку. Проверьте состояние уплотнительного кольца и замените его при необходимости. Снимите приводной вал и проверьте обе шестерни на наличие признаков износа и повреждений, в случае необходимости замените их. Шестерня промежуточного вала в блоке цилиндров указана стрелкой.
|
- Если шестерня промежуточного вала изношена, или изношен или поврежден подшипник этого вала, вал следует снять. Снимите двигатель (см. Часть Процедуры капитального ремонта компонентов двигателя), затем снимите распределительный ремень, звездочки коленчатого и промежуточного валов (см. Раздел Снятие, осмотр и установка распределительного ремня и звездочек его натяжителя), а также переднюю крышку двигателя (см. Раздел Замена передних сальников). Промежуточный вал можно извлечь из передней части двигателя.
|
|
Двигатели М40
|
- Снимите распределительный ремень, как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка распределительного ремня и звездочек его натяжителя.
- Снимите головку цилиндров, как описано в Разделе Снятие и установка головки цилиндров.
|
- Отдайте гайку и снимите натяжитель распределительного ремня с передней торцевой крышки.
|
- При необходимости отдайте винты регулировки зазоров с блока цилиндров.
- Отдайте болт крепления ступицы коленчатого вала, одновременно удерживая коленвал в неподвижности. Этот болт затянут с очень большим усилием, и поэтому важно не позволить коленвалу проворачиваться. Лучше всего было бы приболтить металлический ворот к звездочке, можно также снять стартер и удерживать маховик отверткой с широким жалом. Пользуясь импровизированными методами удержания коленвала в неподвижности, не забывайте, что при этом существует возможность повреждения окружающих компонентов.
- Снимите звездочку и распорку, заметив, что фланец распорки направлен вовнутрь.
|
- Отдайте болты и снимите стабилизирующие...
|
|
...и направляющие ролики с передней торцевой крышки.
|
|
- С помощью небольшой отвертки или похожего инструмента извлеките шпонку из канавки в цапфе коленвала.
|
|
- Снимите распорное кольцо с коленвала.
|
|
- Отдайте крепежные болты и снимите переднюю торцевую крышку и масляный насос с блока цилиндров.
|
- Заметьте расположение болтов передней крышки, т.к. они различаются по размерам. Сняв крышку, извлеките резиновое уплотнительное кольцо из канавки в цапфе коленвала.
|
- Заметьте правильное положение сальника, затем извлеките его из кожуха.
|
|
|
Проверка состояния
|
Учитывая то, что неисправный масляный насос может послужить причиной серьезных повреждений двигателя, мы рекомендуем заменять его каждый раз во время капитального ремонта двигателя, кроме случаев, когда он в прекрасном состоянии.
|
Двигатели М10, М20 и М30
|
- Снимите крышку и проверьте корпус, шестерни или роторы и крышку на наличие трещин и признаков износа (особенно в местах, где шестерня или ротор соприкасаются с другими компонентами).
- Проверьте фильтр, чтобы удостовериться, что он не засорен и не поврежден.
- Смажьте шестерни чистым моторным маслом, затем установите крышку насоса на корпус и ровно и надежно затяните болты.
- Перед установкой насоса - нового, капитально отремонтированного или старого - проверьте его работу на двигателе. Наполните чистый контейнер свежим моторным маслом рекомендованной вязкости примерно на 2.5 - 3 см.
- Погрузите впускное отверстие масляного насоса в масло и проверните приводной вал насоса рукой против часовой стрелки. При повороте вала масло должно выливаться из выпускного отверстия насоса.
|
|
Двигатели М40
|
|
- Установив переднюю торцевую крышку на верстак, отдайте болты и снимите пластину крышки, чтобы были видны роторы масляного насоса.
|
|
- Заметьте положение роторов, затем снимите из кожуха внутренний ротор...
|
|
...и наружный ротор масляного насоса.
|
- Тщательно вычистите роторы и кожух, затем установите роторы в ранее замеченное положение. Внутренний ротор следует установить так, чтобы направляющая была обращена к корпусу.
|
- Пользуясь лезвием щупа, измерьте зазор между корпусом масляного насоса и наружным ротором,..
|
|
...затем проверьте зазор между наружным и внутренним роторами.
|
- Если величина зазора не совпадает с указанным в
Таблице размеров и регулировочных данных в конце Руководства, весь масляный насос, а также передняя торцевая крышка подлежат замене. Если величина зазора находится в пределах допустимого, снимите роторы, затем налейте немного двигательного масла в кожух. Установите роторы и повращайте их, чтобы распределить масло по их поверхностям.
- Установите пластину крышки и затяните болты с требуемым усилием.
|
- Чтобы проверить предохранительный клапан, извлеките стопорное кольцо...
|
|
...и снимите втулку,..
|
|
...пружину...
|
|
...и поршень...
|
-
Соберите предохранительный клапан в порядке, обратном снятию.
|
|
Установка
Двигатели М10, М20 и М30
|
- Удостоверьтесь, что установочные поверхности чистые и вставьте насос в специальное углубление на блоке цилиндров. Насадите болты и затяните их с требуемым усилием.
- Установку производите в обратном порядке
|
|
Двигатели М40
|
- Очистите сопрягаемые поверхности, затем установите переднюю торцевую крышку и масляный насос вместе с новой прокладкой на блок цилиндров.
|
- Затяните болты с требуемым усилием. Обратите внимание, что здесь используются болты двух разных размеров, имеющих различные усилия затягивания.
|
- Установите распорное кольцо на переднюю часть коленчатого вала.
- Нанесите моторное масло на губки нового сальника, затем впрессуйте сальник в кожух на ранее отмеченное место. Чтобы обеспечить ровную установку сальника на место, используйте для его установки большую сменную головку и болт шкива коленвала.
|
- Установите шпонку в канавку в носовой части коленвала.
|
- Установите стабилизирующий ролик на переднюю торцевую крышку и затяните болт.
- Установите звездочку, распорку и болт шкива коленвала. Затяните болт с требуемым усилием, удерживая коленвал в неподвижности с помощью одного из описанных выше методов.
- Установите натяжной ролик распределительного ремня, но пока не затягивайте болт.
- Установите головку цилиндров, как описано в Разделе Снятие и установка головки цилиндров.
- Установите распределительный ремень, как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка распределительного ремня и звездочек его натяжителя.
- Установите поддон картера (см. Раздел Снятие и установка поддона картера).
|
|