2.1.10. Системы впрыска топлива
Система впрыска топлива K-Jetronic
На двигателях автомобилей моделей «230»и «280» устанавливалась механическая система впрыска топлива «K-Jetronic» фирмы Bosch.
Принцип действия системы впрыска топлива
Топливный насос забирает топливо из топливного бака и подает его в накопитель, где поддерживается давление топлива в системе в пределах 4,5—5,2 кг/см 2 . Топливо через фильтр подается под давлением к дозатору-распределителю топлива.
Закрепленный на подвижном рычаге напорный диск расходомера воздуха, который установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой, отклоняется в зависимости от разрежения воздуха в двигателе. Смещение напорного диска расходомера воздуха передается на распределительный плунжер дозатора-распределителя топлива, определяя тем самым количество подаваемого топлива. Распределитель количества топлива в зависимости от положения напорного диска расходомера воздуха подает непрерывно в цилиндры двигателя через форсунки требуемое количество топлива, обеспечивая оптимальный состав топливно-воздушной смеси. Дозатор-распределитель топлива и расходомер воздуха образуют регулятор смеси.
Регулятор управляющего давления уменьшает давление на распределительный плунжер во время прогрева двигателя. Снижение управляющего давления при том же расходе воздуха приводит к увеличению подачи топлива и, следовательно, к обогащению горючей смеси.
Клапан дополнительной подачи воздуха, установленный в воздушном канале, выполненном параллельно дроссельной заслонке, подводит к двигателю дополнительное количество воздуха при пуске и прогреве двигателя, что приводит к увеличению частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрена электромагнитная пусковая форсунка, продолжительность открытия которой регулируется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости тепловым реле времени.
Данные для регулировки
Характеристика |
Значение |
Давление топлива в системе, кг/см 2 |
4,5—5,2 |
Управляющее давление на прогретом двигателе, кг/см 2 |
2,7—3,1 |
Управляющее давление при работе прогретого двигателя на холостом ходу, кг/см 2 |
3,4—3,8 |
Управляющее давление на холодном двигателе в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (см. Проверка системы впрыска), кг/см 2 |
0,5—2,0 |
Остаточное давление топлива в системе, не менее, кг/см 2 |
1,7 |
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин |
900±50 |
Содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах, % |
|
|
1,1 |
|
< 3,0 |
Топливный насос
Электрический многосекционный топливный насос.
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 580 254 982 |
Давление подачи топлива, кг/см 2 |
5,5 |
Производительность насоса, л/ч |
100 |
Производительность насоса при проверке на автомобиле с заполненным на 1/2 топливным баком за 30 с, см 3 |
750 |
Рабочее напряжение, В |
7—15 |
Потребляемая сила тока, не более, А |
4,7 |
Топливный фильтр
Характеристика |
Значение |
Марка |
Purolator |
Тип: |
|
|
GF 140/1 |
|
GF 140/1 |
|
GF 148 |
Марка и каталожный № Bosch |
0 438 060 043 |
Накопитель топлива
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № («230») |
Bosch 0 580 254 982 |
Объем камеры, см 3 («280») |
20 |
Остаточное давление, кг/см 2 |
|
|
1,7—2,4 |
|
5,0 |
Регулятор смеси
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
|
|
Bosch 0 438 040 088 и 0 438 060 025 |
|
Bosch 0 438 040 009 и 0 438 060 043 |
Измеритель расхода воздуха
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 438 120 158 и 0 438 120 086 |
Цветовой индекс |
желто-фиолетовый |
Дозатор-распределитель топлива
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 438 100 108 |
Форсунки впрыска
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
|
|
Bosch 0 437 502 006 |
|
Bosch 0 437 502 007 EP/LKE 7 |
Давление начала впрыска, кг/см 2 |
2,7—3,8 |
Угол конуса распыла топлива («280») |
35° |
Электромагнитная пусковая форсунка
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
|
|
Bosch 0 280 170 410 |
|
Bosch 0 280 170 405 и 0 280 170 411 |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Рабочее давление, кг/см 2 |
|
|
4,5 |
|
–4,5 |
Рабочее напряжение, В |
7—15 |
Потребляемая мощность, Вт |
37 |
Угол конуса распыления топлива («280») |
80° |
Объем впрыскиваемого топлива, см 3 /мин |
95—135 |
Тепловое реле времени
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 280 130 214 и 0 280 130 220 |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Температура размыкания контактов, °С |
+35 |
Продолжительность включения, не более, с |
8 |
Реле пуска холодного двигателя
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 332 003 028 |
Регулятор управляющего давления
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
Bosch 0 438 140 005 |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Максимально допустимое напряжение (кратковременно), В |
20 |
Рабочее напряжение, В |
7—15 |
Клапан дополнительной подачи воздуха
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № |
|
|
Bosch 0 280 140 134 |
|
Bosch 0 280 140 100 |
Минимальное напряжение, В |
12 |
Максимально допустимое напряжение (кратковременно), В |
20 |
Рабочее напряжение, В |
7—15 |
Система впрыска топлива L-Jetronic
На двигателях автомобилей «280Е» применялась система прерывистого впрыска топлива с электронным управлением L-Jetronic фирмы Bosch.
Принцип действия системы впрыска топлива
Электрический топливный насос забирает топливо из бака и подает его под давлением около 2,5 кг/см 2 через фильтр тонкой очистки к распределительной магистрали, соединенной шлангами с каждым цилиндром двигателя. Установленный с торца распределительной магистрали, регулятор давления топлива поддерживает постоянное давление впрыска и осуществляет слив излишнего топлива в бак, т.е. он обеспечивает циркуляцию топлива в системе и исключает в ней образование паров топлива.
Количество впрыскиваемого топлива определяется электронным блоком управления в зависимости от объема и температуры поступающего воздуха, частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя, а также от температуры охлаждающей жидкости. Основным параметром, определяющим дозировку топлива, является объем всасываемого воздуха, измеряемый измерителем расхода воздуха. Поступающий воздушный поток отклоняет напорный диск, преодолевая усилие пружины, и смещает ее на определенный угол, который преобразуется в электрическое напряжение посредством потенциометра. Соответствующий электрический сигнал передается на блок управления, который определяет необходимое количество топлива в данный момент работы двигателя и выдает на электромагнитные клапаны форсунок импульсы времени подачи топлива. Независимо от положения впускных клапанов форсунки одновременно впрыскивают топливо два раза на каждый оборот распределительного вала. Если впускной клапан закрыт, топливо собирается в пространстве перед клапаном и всасывается в цилиндр при следующем его открытии одновременно с воздухом.
Клапан дополнительной подачи воздуха, установленный в воздушном канале, выполненном параллельно дроссельной заслонке, подводит к двигателю дополнительное количество воздуха при холодном пуске и прогреве двигателя, что приводит к увеличению частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрена электромагнитная пусковая форсунка, продолжительность открытия которой изменяется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости тепловым реле времени.
Система впрыска топлива L-Jetronic состоит из следующих основных элементов:
- регулятор давления Bosch, каталожные №№ 0 280 160 014, 0 280 160 213;
- электронный блок управления Bosch, каталожные №№ 0 280 001 108, 0 280 001 300;
- датчик температуры охлаждающей жидкости Bosch, каталожный № 0 280 130 023;
- тепловое реле времени Bosch, каталожные №№ 0 280 130 219, 0 280 130 214;
- измеритель расхода воздуха Bosch, каталожные №№ 0 280 203 002, 0 280 202 015 (нормальный расход воздуха при давлении 980 мбар и температуре 20°С, мм 3 /ч: 550);
- датчик температуры воздуха;
- выключатель дроссельной заслонки Bosch, каталожные №№ 0 280 120 206, 0 280 120 302 (допустимый угол открытия контакта холостого хода: 90°; угол открытия контакта полной нагрузки: 60°);
- два добавочных резистора;
- электромагнитные форсунки впрыска Bosch, каталожные №№ 0 280 150 152, 0 280 150 203 (давление начала впрыска, кг/см 2 : 2,0—3,0);
- электромагнитная пусковая форсунка Bosch, каталожный № 0 280 170 032 (рабочее давление, кг/см 2 : 2,0—3,0);
- датчик концентрации кислорода в ОГ;
- электрический топливный насос Bosch, каталожный № 0 580 464 013;
- реле.
Данные для регулировки
Характеристика |
Значение |
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, об/мин |
900±50 |
Содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах, не более, % |
0,5—2,0 |
Моменты затяжки основных резьбовых соединений, кгс.м
Тип соединения |
Значение |
Штуцер трубопровода подвода топлива, резьба М 14x1,5 (наибольший остаточный момент на корпусе), не более |
1,5 |
Штуцер трубопровода слива топлива, резьба М 12x1,5 |
3,0 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
1,5 |
Тепловое реле времени, не более |
3,0 |
Форсунки (на впускном трубопроводе), резьба М 6x16 |
0,9—1,1 |