2.1.11. Система зажигания
Система зажигания классического типа, батарейная. Включает распределитель, катушку, свечи, источник питания, провода высокого и низкого напряжения.
С 1978 модельного года на моделях «230Е» и «280Е» устанавливалась бесконтактная система зажигания TSZ с корректировкой угла опережения зажигания вакуумным и центробежным регуляторами датчика-распределителя зажигания. Датчик приводится во вращение промежуточным валом.
Порядок работы цилиндров
- М 115, М 102: 1—3—4—2
- М 110, М 123: 1—5—3—6—2—4
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея находится в передней левой части моторного отсека. Минусовая клемма аккумуляторной батареи соединена с кузовом автомобиля.
Характеристика |
Значение |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Номинальная емкость, А.ч |
|
|
55 (Bosch 555.30: каталожные №№ 0 093 055 530, 0 093 155 530 и 0 180 655 530) |
|
66 (Bosch 566.18: каталожные №№ 0 093 056 618, 0 093 156 618 и 0 180 656 618) |
Катушка зажигания
Характеристика |
Значение |
Марка и тип |
Bosch К 12V (KW 12V), каталожные №№ 0 221 119 030, 0 221 122 319 и 0 221 118 307/308 |
Сопротивление первичной обмотки, Ом |
0,5—0,9 (или 2,9—3,4) |
Сопротивление вторичной обмотки, Ом |
6,0—16,0 |
Средняя потребляемая мощность при 1000 об/мин –1 , Вт |
19—20 |
Напряжение зажигания, кВ |
14,0—16,0 |
Катушка зажигания при величине сопротивления первичной обмотки 0,5—0,9 Ом применяется только с добавочным сопротивлением 0,9±0,005 Ом.
Коммутатор
Характеристика |
Значение |
Марка и каталожный № (для системы TSZ) |
Bosch 0 227 100 114/115 |
Свечи зажигания
Характеристика |
Значение |
Марка и тип |
Bosch (Champion) |
|
H7DC/H7DP (BN12Y); H8DC/H8DP (BN9Y) |
|
W7DC/W7DP (N9Y) |
|
W6DC/W6DP (N7Y, N7YC); W7DC/W5DP (N6Y, N6YC) |
|
W7DC/W7DP (N9Y) |
Зазор между электродами, мм |
0,8 |
Данные распределителя зажигания
Параметр, мм |
Модель двигателя
|
|||
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
|
Каталожный № |
0.231.170.138, 0.227.100.920 |
0.237.002.084, 0.237.002.059 |
0.237.002.085, 0.237.002.066 |
0.231.170.138, 0.227.100.920 |
Начальный угол опережения зажигания (УОЗ) при отсоединенном вакуумном шланге, град. (до ВМТ) |
14,0 |
10—16 |
10—16 |
14,0 |
Настройка УОЗ при отсоединенном вакуумном шланге, град. (до ВМТ) / при частоте вращения коленчатого вала, об/мин |
40/4500 |
— |
— |
40/4500 |
Контрольное значение УОЗ |
||||
при отсоединенном вакуумном шланге, град.: |
||||
|
10—18 |
10—16 |
10—16 |
— |
|
13—19 |
— |
— |
13—19 |
|
30—36 |
— |
— |
30—36 |
при подключенном вакуумном шланге, град.: |
||||
|
— |
— |
— |
— |
|
14—20 |
— |
— |
+14—20 |
|
||||
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Каталожный № |
0.231.187.004, 0.227.100.911 |
0.231.390.001, 0.227.100.914 |
0.237.302.002 |
|
Начальный угол опережения зажигания (УОЗ) при отсоединенном вакуумном шланге, град. (до ВМТ) |
|
5,0 |
10,0 |
|
Настройка УОЗ при отсоединенном вакуумном шланге, град. (до ВМТ) / при частоте вращения коленчатого вала, об/мин |
4032/4500 |
28/4500 |
32/3000 |
|
Контрольное значение УОЗ |
||||
при отсоединенном вакуумном шланге, град.: |
||||
|
— |
— |
— |
|
|
13—20 |
11—17 |
16—20 |
|
|
30—34 |
28 |
32 |
|
при подключенном вакуумном шланге, град.: |
||||
|
от +4,0* |
от +3,0 |
от +3,0 |
|
|
+13—17 |
+8—12 |
+8—12 |
|
|
* 3нак «+» говорит о том, что данная величина приведена в градусах после ВМТ.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений двигателя М 102, кгс.м
Тип соединения |
Значение |
Контргайка регулировочного винта теплового зазора в приводе клапанов |
2,0 |
Болты крепления головки цилиндров | |
|
7,0 |
|
довернуть на 90° (болты М12 с внутренним 12-гранным углублением под ключ) |
|
2,5 (болты М8) |
Болт крепления крышки головки цилиндров |
1,5 |
Болт крепления корпуса подшипника распределительного вала |
2,1 |
Болт крепления звездочки распределительного вала |
8,0 |
Шпонка компенсации вытяжки цепи привода распределительного вала |
0,5 |
Пробка натяжителя цепи |
7,0 |
Корпус устройства натяжителя цепи |
1,0 |
Болты крепления крышек коренных подшипников | |
М12 |
9,0 |
М11 | |
|
5,5 |
|
довернуть на 95° |
М11x62 с внутренним 12-гранным углублением под ключ | |
|
5,5 |
|
довернуть на 90—100° |
Гайка болта крышки шатуна | |
|
4,0—5,0 (повторно используемые болты) или 5,0—6,0 (новые болты) |
|
довернуть на 90—100° |
Болты крепления крышки привода распределительного вала |
2,3 |
Болт крепления крышки масляного насоса |
1,0 |
Пробка редукционного клапана масляного насоса |
3,0 |
Болт крепления масляного картера |
1,0 |
Болт крепления маслоприемника масляного насоса | |
|
2,3 |
|
1,0 |
Пробка маслосливного отверстия |
3,0 |
Болт крепления водяного насоса |
1,0 |
Болт крепления шкива к водяному насосу |
1,0 |
Болт крепления вентилятора |
1,0 |
Корпус термостата |
2,5 |
Болт крепления топливного насоса |
2,5 |
Болт крепления распределителя зажигания |
2,3 |
Свечи зажигания |
1,5 |
Болты крепления кронштейнов подвески к двигателю |
4,0 |
Болты крепления кронштейнов подвески к коробке передач |
7,0 |
Болты крепления кронштейнов подвески к поперечной балке |
2,0 |
Болт крепления ограничителя хода силового агрегата вверх к заднему кронштейну подвески |
3,0 |
Регулировочный болт ограничителя хода силового агрегата вверх |
13,0 |
Болт крепления амортизатора |
1,0 |
Болт крепления переднего буфера к блоку цилиндров |
2,5 |
Болт крепления ступицы шкива к коленчатому валу |
30,0 |
Болт крепления шкива к ступице |
1,0 |
Болт крепления маховика | |
|
3,5 |
|
довернуть на 90—100° |
Болт крепления держателя заднего сальника коленчатого вала |
1,0 |
Пробка сливного отверстия блока цилиндров |
3,0 |
Пробка сливного отверстия радиатора |
1,5—2,0 |
Моменты затяжки основных резьбовых соединений двигателей М 110, М 123, М 115, кгс.м
Тип соединения |
Значение |
Шестерня распределительного вала |
8,0 |
Гайки крышки шатуна |
4,1—5,0 |
Болты крышки коренных подшипников | |
|
8,0 |
|
9,0 |
Болт переднего фланца коленчатого вала: |
|
|
40,0—45,0 |
|
27,0—33,0 |
Болты крепления маховика |
3,0—4,1 |
Промежуточный диск |
5,0 |
Поддон корпуса |
1,1 |
Кожух масляного фильтра | |
|
2,6 |
|
3,5 |
Корпус масляного фильтра |
3,5—4,1 |
Редукционный клапан системы смазки |
4,1 |
Натяжитель распределительной цепи | |
|
8,9 |
|
5,0 |
Кожух распределительного вала (М 110) |
2,6 |
Сливная пробка поддона картера |
4,1 |
Клапанная крышка | |
|
1,5 |
|
0,5 |
Болты головки цилиндров | |
с шестигранной головкой | |
|
4,1 |
|
7,1 |
|
11,0 |
с двойной шестигранной головкой | |
|
4,0 |
|
7,0 |
|
довернуть еще на 90° |
|
довернуть еще на 90° |