3.1.2.11. Шатунно-поршневая группа


Правильная взаимная ориентация поршня и шатуна

1. Номер размерной группы поршня


2. Ориентационная метка


3. Смазочное отверстие в теле шатуна


4. Место нанесения номера цилиндра, к которому относится шатун


Проверка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед проверкой шатуны и поршни следует очистить и снять с поршня старые кольца.
2. Осторожно раздвиньте кольцо, сместив на верхнюю часть поршня. Чтобы при снятии кольцо не попало в пустую канавку, проложите под кольцо два–три старых щупа.
3. Соскребите нагар с днищ поршней. После удаления верхнего грубого слоя нагара прочистите днище поршня проволочной щеткой вручную (или наждачной бумагой на матерчатой основе).
4. Осторожно удалите нагар из канавок поршней с помощью старого поломанного поршневого кольца.
5. Промойте поршень в сборе с шатуном в растворителе, тщательно просушите. Убедитесь в чистоте пазов для стока масла в канавках под поршневые кольца.
6. Измерьте микрометром диаметр поршня перпендикулярно оси поршневого пальца (на заданном расстоянии от края юбки поршня) и сравните результат с нормативным. Размерная группа поршня отштампована на его днище. Если износ поршня превышает предельно допустимый, то поршень подлежит замене.
7. Проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо с наружной стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор между верхней поверхностью кольца и стенкой канавки. Если даже при новом кольце зазор превышает норму, то поршень замените.
8. Проверьте зазор в стыке поршневых колец, для чего вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня, чтобы исключить перекос кольца при измерении. Втолкните кольцо на такую глубину, на которой край юбки поршня сравняется с разъемной плоскостью блока цилиндров, после чего достаньте поршень. Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает норму, то замените кольца и повторите процедуру. Если зазор превышает норму с новыми кольцами, то цилиндр следует расточить и отхоннинговать (cм. подраздел 3.1.2.10).
9. Тщательно проверьте наличие трещин на юбке поршня, на бобышках поршневого пальца и в местах между канавками поршневых колец.
10. Проверьте наличие сколов и задиров на трущемся участке юбки поршня, следов обгорания по краям днища. Если наблюдаются сколы и задиры, то это указывает на частый перегрев двигателя, одной из причин которого может быть ненормальное сгорание топливной смеси. В этом случае требуется тщательная проверка систем питания, смазки и охлаждения. Следы оплавления на боковой поверхности поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком раннее зажигание), или вследствие детонации. Если обнаруживаются указанные изъяны, то надо найти их причину и устранить, в противном случае проявление причин такого износа возможно и в дальнейшем. Причинами ненормальной работы двигателя могут быть подсос воздуха на всасывающем коллекторе, неправильная установка момента зажигания, отказ системы впрыска топлива.
11. Коррозия поршня в виде небольших ямок (питтинга) свидетельствует о проникновении в камеру сгорания (а также в картер коленвала) охлаждающей жидкости. Здесь опять требуется найти причину и устранить.
12. Тщательно проверьте наличие таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых пальцев и в местах установки шатунных подшипников. Проверьте имеется ли деформация тела шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить только в мастерской, где имеется необходимое оборудование.
13. При необходимости поршень можно снять с шатуна и собрать с шатуном следующим образом.
14. Достаньте стопорные кольца поршневого пальца и вытолкните поршневой пале. При необходимости уприте поршень и осторожно выбейте палец ударами молоткапо оправке.
15. Извлечение поршневого пальца значительно облегчается, если поршень нагреть до 60–70° С.
16. Проверьте наличие на поршневом пальце и отверстии в головке шатуна признаков износа или повреждений. Проверьте зазор пальца в поршне и в шатуне.
17. Если втулка головки шатуна и поршневой палец сильно изношены, или если зазор пальца в головке шатуна превышает норму, то палец и втулку следует заменить. Замену втулок головок шатунов следует выполнять в мастерской.
18. Если зазор между поршнем и пальцем значительно превышает норму, то поршень и палец следует заменить в комплекте. Имейте в виду, что зазор между поршнем и пальцем не играет столь существенной роли как зазор в головке шатуна.
19. Шатуны сами по себе замены не требуют, за исключением случаев заклинивания двигателя, или других серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов осмотром, при обнаружении деформации шатунов сдайте их в мастерскую автосервиса для проверки и ремонта.
20. Приобретите новые детали на замену изношенным.
21. Сориентируйте поршень и шатун так, чтобы метка на части поршня, которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя (в виде стрелки или черты) правильно располагалась относительно смазочного отверстия в теле шатуна (см. рис. Правильная взаимная ориентация поршня и шатуна). При правильной взаимной ориентации метка на поршне должна быть обращена в сторону передней части двигателя, а смазочное отверстие в теле шатуна должно быть обращено в сторону задней части блока цилиндров.
22. Слегка смажьте поршневой палец свежим маслом для двигателя и вставьте в отверстия в поршне и в головке шатуна. При необходимости осадите палец на место легкими ударами молотка по оправке.


Предупреждение

Для того, чтобы облегчить установку поршневого пальца поршень рекомендуется нагреть.


23. Проверьте свободу вращения пальца в бобышках поршня, затем установите стопорные кольца в канавки поршня.
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2