1. Перед проверкой шатуны и поршни
следует очистить и снять с поршня старые кольца. |
|
2. Осторожно раздвиньте кольцо,
сместив на верхнюю часть поршня. Чтобы при снятии кольцо не попало
в пустую канавку, проложите под кольцо два–три старых щупа. |
3. Соскребите нагар с днищ поршней.
После удаления верхнего грубого слоя нагара прочистите днище поршня
проволочной щеткой вручную (или наждачной бумагой на матерчатой основе). |
4. Осторожно удалите нагар из канавок
поршней с помощью старого поломанного поршневого кольца. |
5. Промойте поршень в сборе с шатуном
в растворителе, тщательно просушите. Убедитесь в чистоте пазов для
стока масла в канавках под поршневые кольца. |
6. Измерьте микрометром диаметр
поршня перпендикулярно оси поршневого пальца (на заданном расстоянии
от края юбки поршня) и сравните результат с нормативным. Размерная
группа поршня отштампована на его днище. Если износ поршня превышает
предельно допустимый, то поршень подлежит замене. |
7. Проверьте зазор между поршневым
кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо с наружной
стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор между верхней
поверхностью кольца и стенкой канавки. Если даже при новом кольце
зазор превышает норму, то поршень замените. |
8. Проверьте зазор в стыке поршневых
колец, для чего вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните
днищем поршня, чтобы исключить перекос кольца при измерении. Втолкните
кольцо на такую глубину, на которой край юбки поршня сравняется с
разъемной плоскостью блока цилиндров, после чего достаньте поршень.
Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает норму, то замените кольца
и повторите процедуру. Если зазор превышает норму с новыми кольцами,
то цилиндр следует расточить и отхоннинговать (cм.
подраздел 3.1.2.10). |
9. Тщательно проверьте наличие трещин
на юбке поршня, на бобышках поршневого пальца и в местах между канавками
поршневых колец. |
10. Проверьте наличие сколов и задиров
на трущемся участке юбки поршня, следов обгорания по краям днища.
Если наблюдаются сколы и задиры, то это указывает на частый перегрев
двигателя, одной из причин которого может быть ненормальное сгорание
топливной смеси. В этом случае требуется тщательная проверка систем
питания, смазки и охлаждения. Следы оплавления на боковой поверхности
поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание
днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную
работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком
раннее зажигание), или вследствие детонации. Если обнаруживаются указанные
изъяны, то надо найти их причину и устранить, в противном случае проявление
причин такого износа возможно и в дальнейшем. Причинами ненормальной
работы двигателя могут быть подсос воздуха на всасывающем коллекторе,
неправильная установка момента зажигания, отказ системы впрыска топлива. |
11. Коррозия поршня в виде небольших
ямок (питтинга) свидетельствует о проникновении в камеру сгорания
(а также в картер коленвала) охлаждающей жидкости. Здесь опять требуется
найти причину и устранить. |
12. Тщательно проверьте наличие
таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых
пальцев и в местах установки шатунных подшипников. Проверьте имеется
ли деформация тела шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение
шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя
или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить
только в мастерской, где имеется необходимое оборудование. |
13. При необходимости поршень можно
снять с шатуна и собрать с шатуном следующим образом. |
|
14. Достаньте стопорные кольца
поршневого пальца и вытолкните поршневой пале. При необходимости уприте
поршень и осторожно выбейте палец ударами молоткапо оправке. |
|
15. Извлечение поршневого пальца
значительно облегчается, если поршень нагреть до 60–70° С. |
16. Проверьте наличие на поршневом
пальце и отверстии в головке шатуна признаков износа или повреждений.
Проверьте зазор пальца в поршне и в шатуне. |
17. Если втулка головки шатуна и
поршневой палец сильно изношены, или если зазор пальца в головке шатуна
превышает норму, то палец и втулку следует заменить. Замену втулок
головок шатунов следует выполнять в мастерской. |
18. Если зазор между поршнем и пальцем
значительно превышает норму, то поршень и палец следует заменить в
комплекте. Имейте в виду, что зазор между поршнем и пальцем не играет
столь существенной роли как зазор в головке шатуна. |
19. Шатуны сами по себе замены не
требуют, за исключением случаев заклинивания двигателя, или других
серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов осмотром, при обнаружении
деформации шатунов сдайте их в мастерскую автосервиса для проверки
и ремонта. |
20. Приобретите новые детали на
замену изношенным. |
21. Сориентируйте поршень и шатун
так, чтобы метка на части поршня, которая должна быть обращена в сторону
передней части двигателя (в виде стрелки или черты) правильно располагалась
относительно смазочного отверстия в теле шатуна (см. рис. Правильная
взаимная ориентация поршня и шатуна). При правильной взаимной
ориентации метка на поршне должна быть обращена в сторону передней
части двигателя, а смазочное отверстие в теле шатуна должно быть обращено
в сторону задней части блока цилиндров. |
|
22. Слегка смажьте поршневой
палец свежим маслом для двигателя и вставьте в отверстия в поршне
и в головке шатуна. При необходимости осадите палец на место легкими
ударами молотка по оправке. |
Предупреждение
Для того, чтобы
облегчить установку поршневого пальца поршень рекомендуется нагреть.
|
|
23. Проверьте свободу вращения
пальца в бобышках поршня, затем установите стопорные кольца в канавки
поршня. |