4.29. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников

Установка коленчатого вала является первым шагом собственно сборки двигателя. Подразумевается, что на данном этапе коленчатый вал и блок двигателя уже должным образом вычищены, проверены и восстановлены.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Переверните двигатель вверх дном.
  2. Отдайте крепежные болты и снимите сборку крышек коренных подшипников.
  3. Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в блоке и крышках старые вкладыши коренных подшипников. Протрите постели чистой неворсящейся ветошью — они должны быть безукоризненно чистыми.


Проверка рабочих зазоров коренных подшипников

Старайтесь не прикасаться к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла и химически агрессивных веществ.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите оборудованные масляной канавкой половинки в свои постели в блоке, оставшиеся половинки вкладышей вложите в соответствующие крышки подшипников, — помните, что упорным является подшипник № 4. Проследите, чтобы язычки вкладышей вошли в ответные посадочные пазы в постелях блока и крышек. Масляные отверстия в блоке должны также оказаться правильным образом совмещены с отверстиями во вкладышах.

Ни в коем случае делайте попыток застучать неподдающийся установке вкладыш в свою постель молотком. Ничем не смазывайте подшипники на данном этапе!

  1. Протрите поверхности подшипников в блоке и коренные шейки коленчатого вала чистой неворсящейся ветошью. Проверьте проходимость масляных отверстий вала, в случае необходимости прочистите их. Любые содержащиеся в маслотоках посторонние частицы в конце концов неизбежно попадают в подшипники.
  2. Тщательно протертый коленчатый вал аккуратно уложите в коренные подшипники блока.
  3. Прежде чем устанавливать вал окончательно, необходимо проверить величины рабочих зазоров в его коренных подшипниках.
  1. Нарежьте калиброванную пластмассовую проволоку из измерительного набора Plastigage отрезками, длиной чуть короче ширины вкладышей, и уложите по одному кусочку проволоки вдоль каждой из коренных шеек вала, параллельно их оси.
  1. Протрите поверхности вкладышей в крышках и установите сборку последних на свое штатное место, — постарайтесь не сдвигать уложенные вдоль шеек вала отрезки калиброванной проволоки. Слегка смажьте маслом резьбу крепежных болтов и вверните их, зафиксировав крышки.
  2. Действуя в порядке, обратном порядку отпускания болтов (см. иллюстрацию Порядок отпускания болтов крепления сборки крышек коренных подшипников), в несколько этапов затяните болты крепления сборки крышек с требуемым усилием (см. Спецификации).

Не допускайте проворачивания вала в процессе затягивания крепежа!

  1. Выверните болты и осторожно снимите сборку крышек коренных подшипников, — постарайтесь не повредить расплющенную калиброванную проволоку и не проворачивайте вал. Если какая-либо из крышек не поддается снятию, аккуратно обстучите ее для освобождения молотком с мягким бойком.
  1. По ширине расплющенных нитей, измеренной по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочих зазоров подшипников. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.
  1. Если величина зазора выходит за допустимые пределы, возможно, были установлены вкладыши не того типоразмера (см. Проверка состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала). Прежде чем подыскивать новые вкладыши, удостоверьтесь, что под вложенные на данном этапе не попали грязь или масло. Если калиброванная проволока расплющена с одного конца больше чем с другого, это свидетельствует о наличии конусности шейки.
  2. Осторожно удалите калиброванную проволоку с шеек, соскоблив все ее следы каким-нибудь не слишком прочным инструментом (например, краем старой кредитной карточки). В крайнем случае, можно воспользоваться собственным ногтем, — главное, чтобы на поверхности шеек/ вкладышей не осталось царапин и задиров.
  1. Альтернативно рабочие зазоры в коренных подшипниках могут быть определены методом вычисления путем проведения замеров диаметров коренных шеек вал и внутренних диаметров подшипников (вкладыши уложены в постели, сборка крышек установлена, вал — нет).

    A — Измерение диаметров коренных подшипников в сборке блока
    B — Измерение диаметров коренных шеек коленчатого вала

A.

B.
  1. Если приведение рабочих зазоров в норму путем подбора вкладышей стандартного размера не представляется возможным, вал должен соответствующим образом проточен, а вкладыши заменены ремонтными.

Проточка вала должна производиться с учетом минимальной допустимой величины галтели. При проточке коленчатого вала глубина галтели L не должна оказаться менее 0.1 мм.


Окончательная установка коленчатого вала

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя. Протрите поверхности подшипников в блоке и равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей сборочной двигательной смазки. Не забудьте также смазать упорные шайбы.

Старайтесь не допустить попадания смазки на спинки вкладышей!

  1. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты шеек коленчатого вала, затем смажьте (той же смазкой) контактирующие с сальниками поверхности цапф и аккуратно уложите вал в блок.
  2. Протрите и смажьте поверхности вкладышей в блоке и крышках.
  3. Развернув блок валом вверх, заправьте в него шатунно-поршневые сборки (см. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала).
  4. Установите на двигатель сборку крышек коренных подшипников.
  5. Слегка смажьте маслом резьбовую часть и нижние поверхности головок крепежных болтов, затем вверните последние и затяните их от руки. Действуя в порядке, обратном порядку отпускания болтов (см. иллюстрацию Порядок отпускания болтов крепления сборки крышек коренных подшипников), в несколько этапов затяните болты крепления сборки крышек с требуемым усилием (см. Спецификации).
  6. Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя свободу его вращения.
  7. В заключение при помощи щупа лезвийного типа или циферблатного измерителя плунжерного типа определите величину осевого люфта вала (см. Снятие коленчатого вала). Если упорные поверхности вала не изношены и не повреждены, а подшипники заменены на новые, осевой люфт не должен выходить за пределы допустимого диапазона.
  8. Установите новый задний сальник коленчатого вала и приболтите к блоку его держатель (см. Замена заднего сальника коленчатого вала).


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2